Новости

Вячеслав Гуливицкий - режиссер документального спектакля о Чаинском восстании

23 сентября 2016 года в 19-00 на главной площадке Томского областного краеведческого музея (пр. Ленина, 75) в рамках выставки «Сибиряки вольные и невольные» состоится премьера спектакля «Восстание». Режиссер - Вячеслав Гуливицкий, автор - Михаил Калужский, художник - Алена Шафер. В спектакле заняты актеры Томского ТЮЗа.
Спектакль станет заключительным и кульминационным мероприятием проекта «Чаинское крестьянское восстание (опыт документального театра в музее)», который в 2015 году стал победителем XII грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейный старт».
Одноактовая пьеса будет представлена в необычном для томского театрального сообщества и уникальном для музейного пространства Сибири формате документального театра. Этот проект – плод совместной работы музея и Томского областного театра юного зрителя.
Авторский коллектив (руководитель проекта – директор музея С. Перехожев, драматург – М. Калужский, режиссер – В. Гуливицкий, сценограф – А. Шафер), опираясь на документы архивов и материалы исследований, интерпретации людей, так или иначе причастных к описываемым событиям, результаты экспедиций сотрудников музея, базу данных проекта «Сибиряки вольные и невольные» (сибиряки.онлайн), сделает попытку рассказать языком музея и театра о малоизвестной, но во многом знаковой, странице томской истории – Чаинском крестьянском восстании июля 1931 г. – самом масштабном выступлении крестьян – спецпереселенцев на территории Западной Сибири.
Пьеса – это не только и не столько попытка восстановить и осмыслить фактографию этого события, но и поговорить о нашем восприятии и понимании социальной и личной истории, своего места в сложном и меняющемся культурном и социальном пространстве.
По мнению автора пьесы: «интерес к исторической памяти, который растет в последние годы - и будет расти дальше - это интерес не столько к прошлому, сколько к настоящему. Это интерес к собственной идентичности. В стране нерассказанных историй и фрагментарной истории ни один гражданин не сможет осознать себя настоящего, не разобравшись с прошлым. Тем более что границы между прошлым и настоящим так зыбки и подвижны. Нет ничего важнее, чтобы говорить о тех, кто был забыт и замалчиваем на протяжении десятилетий. Музей и театр - лучшие площадки для такого разговора».
Именно поэтому спектакль предполагает не только монологи актеров, но и попытку диалога авторов, исполнителей, исследователей со зрителями после окончания пьесы, совместный поиск ответов на непростые вопросы Истории.
Предполагается, что «Восстание» будет интересно посетителям, ищущим в музее новых эмоций и «работы души»; интересующихся историей страны, но не имеющих профессиональных навыков работы с научной литературой и документами, желающих получить достоверные знания о периоде 1930-х годов, но не располагающих временем для систематического изучения литературы и источников.
Создание и показ спектакля является дальнейшим шагом на пути развития комплексного мемориального, образовательного и исследовательского проекта «Сибиряки вольные и невольные», воплощая новые эмоциональные и содержательные грани осмысления личных и семейных историй в контексте истории страны.


  • Я ж самородок. Только матери не говори, – расстроится!
  • Камасутра – это не бессмысленный набор смешных поз, а осмысленный выбор жизненной позиции
  • Рыба раньше была: в воду без трусов не зайдешь!
  • Жаль, у меня нет крепостных крестьянок... Уж я бы их раскрепостил!
  • А пока-пока-по камушкам, а пока-пока-по камушкам... по круглым камушкам можно определить, здоровые у человека почки или не очень.
  • Вымрем все нафиг, да и хрен с нами.
  • Девушка, вот вы мир спасёте, вы красивая. У вас ноги от самой шеи растут? Шире шаг, девушка, мир спасать!
  • Ты можешь меня не ревновать, у меня совершенно кончились деньги. Стал думать о тебе чаще, и самое главное - лучше.
  • А по ночам здесь слышен шум прибоя. А по утрам видно, кого прибило!
  • Основным занятием славян была критика других народов, у которых всё ладилось за счёт их бездуховности.
  • И сразу же поднялась волна народно-освободительного ропота и предательств!
  • Желающие отдохнуть экстремально, для вас новый аттракцион - с парашютом за подводной лодкой!
  • Здорово у вас! Собаки и те воспитанные! Пока не пнёшь - не укусит!
  • Театр - это интриги. Могут запросто уволить самого талантливого. Хотя пили все...
  • Смотри, Добрыня, дело опасное, береги себя. Только не так, как в последний раз, - узнай хоть что-нибудь!
  • Ситуация в стране осложнялась тем, кем вообще-то должна была облегчаться...
  • Человечество выжило, потому что смеялось, а не потому что кушало!
  • Вся надежда на себя, то есть - никакой!
  • Помнишь, как один мальчик крикнул из толпы: "А король-то голый! А королева - тоже! А что они там делают?"
  • Да, я Онегин, да, я плохой, зато он мертвый, а я - живой!
  • Как говорил Чапаев: "Давайте договоримся на берегу!"
  • А здесь, как на Тибете, у всех открывается третий глаз, в простонародье именуемый "рот".
  • В Сибирь сослали... Не поехал!
  • Как отвратительно в России по утрам!
  • Приглашаем на увлекательные вечера "Для тех, кому за тридцать" ..или для тех, кто просто плохо выглядит...
  • Славяне были вольнолюбивым народом – их часто угоняли в рабство, но и там они не работали.
  • - ...коктейль "Алые паруса".
    - А это как?
    - Это двести грамм водки, и больше, больше романтики!

  • - А что такое "йух"?
    - Ну ... есть север, а есть йух!

  • – Да... жизнь - как зебра.
    – Точно! Или укусит, или лягнёт!

  • Между прочим, дома знают, куда я пошёл...